Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой дополнительно к занятиям в школе? В какой именно кружок записать ребёнка? Как выбрать именно тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?
Определённого ответа на эти вопросы дать нельзя. Каждый ребенок индивидуален. Поэтому родителям в каждом конкретном случае придется взвешивать все «За» и «Против».
Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо.
Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься.
Исключение составляют секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание.
Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в той или иной области, заниматься ему следует тем, к чему, во-первых, у него есть способности и что, во-вторых, при наличии этих способностей ему интересно.
Мудрые родители думают не только о том, что ребенку интересно, но и о том, что ему пригодится в жизни. В частности, у девочек в связи с этим должен быть свой подбор кружков и секций, у мальчиков - свой, мальчишеский набор.
ПОИНТЕРЕСУЙТЕСЬ МНЕНИЕМ РЕБЕНКА.
Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, он вообще ничего об этом не знает. Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный.
Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят.
Иногда, наоборот, как в стихотворении Агнии Барто, «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота...»
Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.
Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с вашими доводами, то возможен вариант, при котором вы уступите. Выбор кружка не столь ответственен, как выбор школы. В худшем случае ребенок вскоре бросит тот кружок, в который так рвался. Для него это будет полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам родителей.
Если ребенок не справился с тем, к чему стремился, не стоит говорить: «Ага, я же говорила тебе, а ты не слушал!» Лучше спокойно, без упреков обсудите с ним причины неудачи.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПОСЕЩЕНИЯ КРУЖКОВ
«+»ЗАНЯТИЯ В КРУЖКЕ ИЛИ СЕКЦИИ – ЭТО:
СМЕНА ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
СМЕНА СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине.
Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы, что облегчает установление дружеских отношений.
СМЕНА КРУГА ОБЩЕНИЯ. Внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных группах и ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;
СМЕНА ОБСТАНОВКИ. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества.
Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.
ЭТО СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РЕБЕНКА. Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки.
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу.
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ. Если вы точно знаете, к чему у ребенка способности, тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие; а если ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься - пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться.
ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него.
Запомните, детей, лишенных талантов, не бывает.
«-» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке - один из возможных вариантов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ. Действительно, у ребенка они и так немалые. Поэтому, выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.
КТО-ТО ДОЛЖЕН ОТВОДИТЬ НА ЗАНЯТИЯ, А ПОСЛЕ ИХ ОКОНЧАНИЯ - ВСТРЕЧАТЬ. Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.
Заранее избавьтесь от иллюзий.
Ребенок еще достаточно мал и не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий вам придется быть в курсе того, когда и какие у ребенка занятия, что он должен подготовить дома, что он должен принести с собой.
Знать это нужно не для того, чтобы делать все за ребенка, а для того, чтобы подстраховать его. Если уж он забудет - напомните. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок.
Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.
Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка. Разве так уж велики трудности, с которыми вы сталкиваетесь, по сравнению с вашей целью?